11:52 

Рецензия № 48. Борис Акунин. Весь мир театр.

[DELIRIUM]
...я больше не играю со своей душой...

Как изестно, у детективного жанра есть два типа читателей: те, кто очень рано вычисляет преступника и те, кого автор водит за нос до самого конца. Я отношусь к последним. Кажется, беру в руки детектив, и уже изначально уже отключаю голову, стараюсь отдохнуть и получить удовольствие. Это так. Небольшая ремарка.
Акунин, кажется, давно уже считается ведущим детективщиком отчизны. И с этим мало кто спорит. Правда, порой над этим подтрунивают «коллеги по цеху», да и критикуют порой (но уже не только коллеги), но на количестве поклонников, на тиражах его книг это никак не сказывается. Хотя, есть люди, у которых Акунин не читается. Но не о них речь...
А уж как читатели обожают его серию романов «Новый детектив», рассказывающую о приключениях Эраста Фандорина… конечно, как мне кажется, каждая книга о Фандорине (что ж у меня эта серия такая потертая-то? ) заслуживает отдельного упоминания. (что ж у меня эта серия такая потертая-то? ) Может быть как-нибудь позже это удастся (надо бы перечитать и вспомнить то, о чем конкретно в каждой книге речь идет). Но пока о крайней. «Весь мир театр». (согласно правилам русского языка, должно, конечно, писаться «Весь мир - театр», однако автор решил тире опустить. Его право).
12 книгу о приключениях Эраста Петровича ждали больше 2 лет (последним был сборник рассказов «Нефритовые четки». На мой взгляд чудный сборник, хотя и не очень «ровненький». Это к слову.). Все тот же стиль, все та же «акунинская» манера изложения, все те же скрупулезные описания. Все то, за что его любят. И еще кое-что кроме.
1911 год. Фандорину – 55. Он не перестает заниматься детективным делом, но благодаря своему статусу он может браться только за те дела, что ему интересны. Эраст Петрович не сомневается, что его позовут расследовать странное убийство Столыпина… Но не зовут. «Благодаря» чаяниям вдовы писателя Чехова (Ольге Леонардовне) Фандорин втягивается в распутывание крайне приватных интриг в модной московской труппе «Ноев ковчег».
Вполне очевидно, что Фандорин перешагнул психологически важный для него рубеж - 50 лет. Статский советник учится уживаться со своим возрастом, пытается справится со своими эмоциями (и до поры у него это получается) одновременно справляясь со всеми приключениями, выпадающими на его долю. Фандорин по сюжету книги оказывается в театре, мире, прежде совершенно ему незнакомом. Он, выучивший за последнее время пару иностранных языков, углубившийся в изучение точных наук, получивший немало полезных навыков и в совершенстве освоивший очередное боевое искусство, попадает в ситуацию, в которой этого «супермена» представить вообще сложно. Все 11 предыдущих книг Эраст Петрович с большим или меньшим количеством трудностей, переживаний; с большим или меньшим успехом справляется с порученными ему делами. Теперь ему 55 лет. И у него – кризис личности. Фандорин наконец-то влюбился. Если раньше он лишь позволял женщинам любить себя, не «вспыхивая» в ответ, то теперь все изменилось, как при трагических событиях 35-летней давности. Ради любимой Эраст Петрович сочинил пьесу из японской жизни, написав ее белым стихом. Такой жест заставляет приму театра Элизу Луантен обратить внимание на новоявленного драматурга, но, как ей кажется, существуют непреодолимые обстоятельства, которые не позволяют им быть вместе. Наш герой лишается привычной неуязвимости, расследуя очередное дело.
Неожиданно много для Фандорина (для Акунина) психологизма в книге. Очень много терзаний. Конечно Фандорина, которого видеть таким читателю уже давно не удавалось. Хотя, почему еще? 35 лет назад – это был совершенно другой человек. Значит, видеть таким Фандорина читателю еще не удавалось. Эраст Петрович "выходит" из уже привычного образа, который уже в этом романе приобретает свое название - "гармонический человек" Теперь не только «мачо», не только «супермен» (хотя, это останется: барышни будут очарованы, дело будет раскрыто), но и человек, которому ничто человеческое не чуждо (штамп, но по-другому не скажешь). Фандорину в этой книге досталось от Акунина. Он, кажется, иронизирует над героем, подтрунивает над ним. Мол, угораздило ж тебя, уже не молодого, влюбиться. Вот тебе за это. Вся привычная для героя картинам мира летит в тартарары, все навыки самообладания, оттачиваемые на протяжении десятилетий, порой, не дают должно эффекта. Впрочем, все это только придает книге остроты. Однако, не нужно считать автора бессердечным: он, кажется, от своего героя подустал, иронизирует над ним, но любит его, поэтому не станет противится воле героя, позволит стать Элизе Луантен гражданской супругой Фандорина.
Сложно сказать, что это "лучший роман Акунина" (у меня есть свои любимчики). Но это достойная работа.

@темы: книжное

   

рецензии на обрывках сознания

главная